клуб.народ.ру |
|
автоклуб участников конференций "За рулем" в Екатеринбурге |
Проехав по Колодезной, сверну я на Ухабную...
Несколько дней назад случи лось со мной то, без чего настоящим автолюбителем-то называться неловко – угодил я передним колесом своей новенькой «девятки» в открытый канализационный люк. А на обочине уже меняли уничтоженные колеса своих машин три других водителя. Произошло это на Екатеринбургской, известной всем шоферам области, улице Шефской. Впрочем, иногородние водители именуют эту магистраль по-другому – Колодезная. Ах, наизаруливаливные провинциалы! Если бы они ездили не по объездному маршруту, а чаще в областную столицу, то народная топонимика сильно бы страдала от тавтологии. Нам, екатеринбуржцам, по количеству и «качеству» колодцев и люков на погонный метр дорог впору подавать заявку в известную книгу рекордов Гиннеса. Тогда бы руководители города гордились не только отремонтированными гостевыми трассами, но и мировым рекордом по дорожным люкам. Многие, из которых открыты…
И вот тут перестанем ерничать, а поразмышляем серьезно. Уж очень тема печальна, а часто и трагична. В принципе, что такое машина? Груда очень не дешевого, но все-таки железа. Ну, не дай Бог, сломался на очередном ухабе твой железный друг, выложишь за ремонт кругленькую сумму, и, в конце концов, забудешь случившуюся неприятность.
Но, к сожалению, халатность дорожных и коммунальных служб бывает причиной травм, а то и гибели людей. А это уже область уголовного законодательства. Действующий Уголовный кодекс содержит ряд статей напрямую и косвенно устанавливающий ответственность за дорожное разгильдяйство: и за халатность, и за приведение в негодность путей сообщения, и за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, и за нарушение правил безопасности при ведении строительных и иных работ, и, наконец, за причинение вреда здоровью по неосторожности.
Все мы на своем опыте знаем, что надеяться на совесть да на законобоязненность коммунальщиков бесполезно. Это когда вы вовремя не заплатите за воду и свет, эти самые коммунальщики мигом «проявятся» и моментально лишат вас и того и другого. А попробуйте-ка найти хозяина открытого люка (между прочим, части инженерной системы, с помощью которой получается прибыль) для того, чтобы взыскать с него причиненный ущерб! Так может быть, если канализационно-водопроводные дяди бесстыдно нарушают наши с вами права, эти самые права защищают оплачиваемые нами же (через многочисленные налоги) правоохранительные органы? Как бы не так! Кому, как ни ГИБДД (бывш. ГАИ) следить бы за безопасностью на дорогах? Ведь даже в новом названии этой почтенной службы появилось словосочетание «безопасность»!
Описанный эпизод на улице Шефской закончился так: все пострадавшие дождались приезда сотрудников милиции, но, выслушав весьма энергичные обвинения в «наезде на препятствие» и угрозы солидного штрафа за это «нарушение» все «нарушители» предпочли ретироваться по добру по здорову, отказавшись от составления протокола и материальных претензий.
Нет, вы подумайте, какая прелесть! Не огражденный и никак не обозначенный отверстый люк приравнен к дорожному ограждению или фонарному столбу! А пострадавшие без детального разбирательства переквалифицированы в обвиняемых... Давайте представим себе что будет, если, к примеру, я, возьму да и объявлю через средства массовой информации, что такого-то числа, в таком-то месте будет совершено покушение на, упаси Господь, мэра нашего города? Как вы полагаете, много времени пройдет между самим объявлением и звонком представителей прокуратуры в мою дверь?
Ежедневно, почти ежечасно, почти все радиостанции города Екатеринбурга передают дорожную сводку "Справочного 19" о неработающих в данный момент светофорах и открытых люках. Эту же информацию круглосуточно в режиме "On-line" можно бесплатно получить на Интернет-странице "Справочного 19". По сути, каждое публичное сообщение об открытом люке есть ни что иное, как крик в прокурорские уши: "в таком-то конкретном месте подготовлено покушение на жизнь, здоровье и имущество граждан!".
Думаете, прокуратура как-нибудь реагирует на эти сообщения о нарушении Закона? Прокуратура остается дряблой, не находит виновных даже тогда когда гибнут люди - несколько лет назад в канализационном колодце утонул мой десятилетний брат. Было заведено уголовное дело. Виновных в гибели ребенка отыскать не удалось. И закрыто дело или приостановлено нам даже не удосужились сообщить.
Пишу эти строки, а по радио говорят об еще одной жертве колодезной войны против собственного народа - несколько часов назад в Нижнем Тагиле в колодец с кипятком угодил маленький ребенок: Доколе ж? Похоже, главы наших городов, на которых по их статусу должна ложиться вся ответственность весь коммунально-дорожный бардак, который в наших городах происходит, считают, что в возглавляемых ими "их городах" людей сколь угодно много, и несколько десятков погибших в этаких филиалах преисподней не жалко? А как же, народосбережение объявленное областными властями? Опять "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих"? Опять "Беда России - дураки и дороги"?
Сергей СТРОГАНОВ Екатеринбург.
Об открытых канализационных люках я уже безнадежно размышлял. И пришел к выводу, что кроме нас самих никто не будет охранять наши же права не станет. Конечно, искореженный заездом в один из многочисленных оставленных без крышки люков или в еще более распространенные дорожные ямы автомобиль -сущий пустяк в сравнении с жизнью или здоровьем потерянных там же. Но все же, встреча с распространенными дорожными ловушками, увы, рано или поздно практически неизбежна в судьбе любого автомобилиста.
От этой напасти спасти может только чудо. Как же быть тем, кому ангел-хранитель по каким либо причинам отказал в чудодействе? На просторах Интернета я отыскал полезнейшую информацию на эту тему (сайт "ГАИ и МЫ" http://gai.xproject.ru). И хотя в публикации приведены примеры московских дорожных безобразий, наши, уральские ухабы "не хуже ихних". Отдельное спасибо, - В. М. Смоляру - за согласие использовать материал.
1. Господин Н ехал вечером по одному из городских проспектов на своей иномарке. Дорога была хорошо освещена уличным освещением и светом фар как встречных, так и попутных машин. Внезапно переднее левое колесо как будто наткнулось на неведомое препятствие. Автомобиль резко развернуло и выбросило с дороги на разделительную полосу. Только чудом встречные автомобили успели обогнуть неожиданно возникшее перед ними препятствие или притормозить. У автомобиля г-на Н буквально оторвало колесо, попавшее в открытый канализационный люк, сорвало с места двигатель и коробку, изуродовало все элементы подвески.
По счастливой случайности сам Н не пострадал, хотя после происшедшего у него долго тряслись руки. Ремонт автомобиля обошелся в несколько тысяч долларов. - гражданин Х не заметил яму, расположенную на вершине крутого подъема. Автомобиль резко подбросило и сразу потащило влево к обочине дороги. Выйдя на ватных ногах из покосившейся на левый бок машины Х увидел разорванную покрышку левого колеса на треснувшем диске из легкосплавного металла. Из под машины почти струей потекло горячее масло.
Яма, в которую попал Х имела длину, равную ширине проезжей части, ширину в 60 - 70 см и глубину более 20 см. Видно было, что в данном месте прокладывали какой-то кабель или трубу, вскрытый асфальт присыпали песком, который быстро осел или же его развеяли колеса проезжающих машин. Элементы подвески на автомобиле Х сместились назад - колесо стало задевать подкрылок. От удара лопнул корпус коробки передач.... .
2. Жигули-- товарища К на большой скорости влетели в вырубку на асфальте одной из улиц Москвы. Машину от сильного удара выбросило на встречную полосу прямо под колеса рейсового автобуса. К получил травмы средней степени тяжести, автомобиль же был годен только к списанию в утиль. Вырубка на дороге была сделана ремонтниками и далее по пути движения К их было еще больше. Таким образом ремонтники создавали фронт работ для асфальтоукладчика. Естественно, ни одна из сделанных ими ям не имела ограждения или хоть какого-либо обозначения, а с дороги, особенно из легковых машин с низкой посадкой такие ямы почти не заметны.
Многие из читателей попадали в подобные ситуации, если не они сами, то их родственники, знакомые или соседи по гаражу, стоянке. Лично попал однажды в подобную ситуацию и я, автор этих строк. На скорости 50 -55 км/час я въехал в вырубку асфальта в туннеле на садовом кольце прямо под калининским проспектом. Яма была замечена слишком поздно, а принять вправо или влево не было возможности из-за плотного потока машин в час пик. Машину сильно тряхнуло и пролетев по инерции несколько метров она заглохла. Оказалось, что от сильного удара со штатного места перекосило и сорвало крышку распределителя зажигания, а ударившийся о нее бегунок разлетелся буквально в пыль. К счастью подвеска уцелела. Нашлась добрая душа на грузовике, которая вытащила меня на буксире из туннеля, а в багажнике нашлись и крышка и бегунок. В общем - легко отделался.
Итак, что конкретно делать, если вы попали в аварию из-за плохих дорожных условий, разгильдяйства дорожников, отсутствия соответствующих дорожных знаков, обозначающих ямы или места проведения ремонтных работ. Следует помнить, что полную ответственность за состояние и повреждения проезжей части несут должностные лица дорожных эксплуатационных организаций и организаций, осуществляющих текущий ремонт или реконструкцию данных участков дорог по каким-либо долгосрочным или разовым договорам.
В соответствии с правилами дорожного движения эти должностные лица и организации обязаны принимать меры к обозначению мест проведения работ, мест повреждения дорожного полотна в результате каких либо иных причин (стихийные бедствия и т.п.). Если покрытие не соответствует нормативам, то должны выставляться дорожные знаки, а ночью или в условиях плохой видимости - заграждение с предупредительными сигнальными огнями. За городом знаки дублируются. Согласно действующего в России ГОСТ 50597 - 93 г. максимально допустимые на дорогах размеры ям, выбоин, просадок полотна и т.п. составляют по длине - 15 см., по ширине - 80 см., по глубине - 5 см. Все, что больше этих размеров хотя бы по одному параметру - должно быть огорожено и обозначено. Открытых люков вообще быть не должно!
Итак, какие конкретные действия вы должны предпринять, попав в подобную ситуацию на первом этапе: · вызвать сотрудников ГИБДД для оформления факта дорожно-транспортного происшествия; · не трогайте пострадавший автомобиль, пусть находиться в таком виде, как попал в яму или открытый люк; · еще до прибытия сотрудников ГИБДД постарайтесь найти двух - трех свидетелей, запишите их ФИО, домашние адреса, телефоны. Свидетелями могут выступить и пассажиры, находящиеся в вашей машине, в том числе и родственники. Особо обратите внимание свидетелей на состояние дорожного полотна, размеры ямы, наличие или отсутствие ограждений и соответствующих дорожных знаков; · когда прибудут сотрудники ГИБДД примите самое действенное участие в составлении протокола. Потребуйте, чтобы схема составлялась в присутствии понятых, и в ней были правильно и точно отражены все обстоятельства дела - размеры ямы, зафиксировано отсутствие дорожных знаков и ограждений. Потребуйте, чтобы вам немедленно на месте аварии выдали копию протокола; · независимо от самочувствия и наличия или отсутствия видимых травм обратитесь в поликлинику по месту жительства или травматологический пункт. Не исключено, что у вас есть скрытые травмы, сотрясение мозга и т.п. Не отказывайтесь от больничного листа. Помните, что если вы пробыли на больничном более 21 дня - против виновников аварии возбуждается уголовное дело.
Когда ГИБДД оформит документы, постарайтесь снять с них копии, а то бывают случаи сговора милиционеров с работниками дорожных служб (пропадают показания свидетелей, подменяются протоколы, изменяются схемы). Узнайте место и время рассмотрения вашего дела в группе разбора и обязательно придите туда лично или пришлите своего представителя; На первом этапе (оформление ДТП и получение нужного вам заключения) могут встретиться следующие трудности: - дорожные службы, получив информацию из ГИБДД о происшедшем, стремятся уничтожить следы своей деятельности - бывают случаи, когда все они убирались за считанные часы. Поэтому, чтобы оставить у себя доказательства желательно сфотографировать место происшествия, поврежденный автомобиль, дефектный участок дороги и запастись дополнительными свидетельскими показаниями. - сотрудники ГИБДД проявляют полное равнодушие и в установленные законом сроки не выдают вам справки о ДТП, не ищут виновных дорожников, а то и сами скрывают их координаты. В этом случае необходимо обращаться в прокуратуру. Прокурор обязан в течение 20 суток истребовать все необходимые материалы по делу и принять решение о виновности дорожников, сообщить вам их юридический и физический адрес, и если последствия ДТП носят уголовный характер (нанесен материальный ущерб от 500 МРОТ и выше или имеются пострадавшие), прокурор сам обязан направить дело в суд.
ГИБДД приняло решение, что в аварии виноваты не дорожные службы, а вы сами. Зачастую они выносят заключение, что "вы не справились с управлением", переваливая тем самым вину на вас. В этом случае такое решение можно обжаловать в вышестоящей организации ГИБДД или сразу в суде. Здесь вам как раз и пригодятся свидетели и фотографии, сделанные на месте аварии.
Но вот все нужные вам решения получены, ГУБДД признало, что вы не виновны в ДПТ (оно произошло из-за плохой дороги) или оставило это на усмотрение суда, то вы приступаете ко второму этапу - возмещению причиненного вам ущерба. Законы говорят, если в ДПТ нет вины потерпевшего, то причиненный ему вред подлежит возмещению в полном объеме и без каких-либо ограничений лицом или организацией, причинившей этот вред. Ущерб можно взыскать и при наличии вины потерпевшего. Согласно ГК РФ не возмещается только вред, возникший по умыслу самого потерпевшего. Например, суд признает, что вы, как пострадавшее лицо из-за плохой дороги имели возможность избежать аварии, но проявили грубую неосторожность. В этом случае суд может уменьшить размер возмещения, выплачиваемого вам виновниками. Однако, если в ДТП пострадали люди, при возмещении дополнительных расходов (лечение, лекарства, восстановительные процедуры, потерянный во время лечения заработок и т.п.) вина потерпевшего не учитывается и оно (возмещение) выплачивается в полном объеме. Как возместить ущерб в результате ДТП подробно расписано в одной из частей моей юридической консультации. Там же подробно написано, как практически обращаться в суд за защитой своих прав и с судебными исками.
Однако напомним кратко ваши дальнейшие действия: - выясните, является ли организация - ответчик юридическим лицом. Если она является лишь территориальным подразделением, то претензии предъявляются вышестоящей организации; - проведите калькуляцию причиненных вашему автомобилю повреждений в специализированной оценочной фирме. Вызовите телеграммой ответчика за несколько дней до проведения экспертизы указав в ней место и время ее проведения. Копию телеграммы сохраните для суда; - пошлите виновнику ДПТ требование о возмещении ущерба, с предложением добровольно возместить ущерб, заказным письмом с уведомлением о вручении. К требованию приложите копии всех документов, имеющих к нему отношение (протокол ГИБДД, справки, калькуляцию, счета за почтовые услуги, транспортировку поврежденного автомобиля и т.д.); - если в течение месяца после отправки требования ответчику вы не получили от него ответа или он отказался возместить ущерб в добровольном порядке (для организаций и юридических лиц срок ответа один месяц, для физических - одна неделя) - подавайте в суд иск.
Помните, что многие организации требуют подавать иск в суд зачастую не потому, что они не хотят возместить ущерб, а потому, что только таким образом они могут официально списать деньги со своего счета для выплаты вам. Их даже не смущает то, что им придется дополнительно оплачивать государственную пошлину, судебные расходы и услуги адвоката, если вы его наймете.
Образец искового заявления в суд
В Гагаринский межмуниципальный народный суд г. Москвы 123456 г.Москва Ленинский проспект д.32 кор. 2
Истец: Иванов Иван Иванович, проживающий по адресу: 123457 г. Москва Университетский проспект д. 45 кор. 3 кв. 233
Ответчик: организация Мосгордорстрой - 5, 223322 г. Москва ул. Строителей д.76 руководитель организации
Исковое заявление о возмещении материального и морального ущерба в результате ДПТ на сумму 10000 (десять тысяч) рублей 30 августа 1998 года в 22 часа 35 минут.
Я, гражданин Иванов Иван Иванович, на принадлежащем мне автомобиле ВАЗ 21099 гос. нр. Е458ВП 77RUS двигался по боковой дорожке Ленинского проспекта в сторону области с разрешенной в данном месте скоростью 60 км/час в районе универмага "Москва". Неожиданно автомобиль попал в скрытую от обзора и плохо заметную с водительского места дорожную канаву.
В результате удара автомобиль получил следующие повреждения: - значительные деформации элементов подвески переднего правого колеса, - излом колесного диска, - разрыв покрышки и камеры, - смещение двигателя и коробки передач со штатных креплений, - согнуты лонжероны в передней части автомобиля, что подтверждается соответствующими актами и документами.
При осмотре места происшествия выяснилось, что канава представляла собой траншею, вырытую для прокладки силового кабеля через дорогу.
Мною на место аварии были вызваны работники ГИБДД, которые составили соответствующие протоколы и схему места происшествия. На момент аварии знаки, предупреждающие об аварии и освещение данного места отсутствовали, траншея имела размеры 120 х 45 х 30 см, что явно выходит за максимально допустимые по ГОСТ 50597 - 93 размеры. (Согласно ГОСТ 50597 - 93, максимально допустимые размеры выбоин, просадок, не засыпанных канав и т.п. составляют: по длине - 15 см, ширине - 80 см, глубине - 5 см).
Работы в данном месте проводила организация Мосгордорстрой - 5 и она же отвечает за состояние дорог в данном районе Москвы.
По мнению работников ГИБДД и свидетелей данная траншея была не полностью засыпана после прокладки силового кабеля из-за нехватки грунта и по вине дорожных рабочих и их руководства не огорожена и не освещена.
Истец просит пригласить в суд в качестве свидетелей данного происшествия: - Иванову Ирину Николаевну, мою супругу, проживающую по моему адресу и находящуюся в момент ДПТ со мной в машине,
- Николаева Игоря Васильевича, проживающего по адресу: 123456 г. Москва Ленинский проспект д.68 кор. 2 кв. 113, непосредственного свидетеля аварии - он является жителем соседнего дома и в момент аварии прогуливался с собакой рядом с этим местом,
- Черномырдина Виктора Степановича, проживающего по адресу: 345988 г. Москва ул. Осенняя д. 3 кв. 45, который на своем автомобиле "Москвич-401" ехал непосредственно за мной..
В результате аварии я понес убытки в следующих размерах: - ремонт автомобиля в размере 6500 (шести тысяч пятисот) рублей, - оплата автотехнической экспертизы по составлению калькуляции в размере 300 (трехсот) рублей, - оплата транспортировки поврежденного автомобиля с места аварии на постоянную стоянку, а затем в оценочную фирму и в ремонтную мастерскую в размере 900 (девятьсот) рублей, оплата услуг юридической консультации в размере 250 (двухсот пятидесяти) рублей, оплата телеграмм - уведомлений, посланных ответчику в размере 50 (пятидесяти) рублей.
Кроме того, я понес значительные физические и нравственные страдания и бытовые неудобства, связанные с временным ограничением возможности пользования своим автомобилем. Я проживаю за городом, и отсутствие автомобиля резко увеличило время, необходимое для переездов к месту работы, потребовало дополнительного расхода денежных средств, нарушило планы на отдых, связанные с поездкой на автомобиле. Моральный ущерб я оцениваю в 2000 (две тысячи) рублей.
На основании вышеизложенного, в соответствии со ст. 15, 16, 1064, 1069 ГК РФ, так как на данном участке дороги ответственным за его состояние является ответчик (ст. 11 и 12 Закона РФ --О безопасности дорожного движения--) и именно эта организация проводила работы в данном месте, я прошу суд взыскать с ответчика в мою пользу материальный ущерб в размере 8000 (восьми тысяч) рублей , а также в соответствии со ст. 151 ГК РФ моральный ущерб в размере 2000 (двух тысяч) рублей. Всего 10000 (десять тысяч) рублей.
Кроме того, на основании ст.90 ГПК РФ прошу взыскать с ответчика в пользу истца государственную пошлину в размере 410 (четырех сот десяти) рублей. -- -- сентября 2001 г. Иванов И. И.
Приложение:
1. Справка ГИБДД о ДТП - 1 экз. на 2-х листах.
2. Протокол осмотра места происшествия - 1 экз. на 2-х листах.
3. Акт осмотра транспортного средства (калькуляция) - 1 экз. на 3-х листах.
4. Фотографии поврежденной автомашины и дорожного полотна в месте ДТП - 6 фотографий.
5. Квитанция об уплате госпошлины.
6. Далее перечисляются все документы (квитанции, чеки и т.д.) подтверждающие ваши расходы по составлению калькуляции, перевозке, ремонту, почтовые квитанции и т.д.
Если вы успели провести ремонт автомобиля и расходы на него оказались выше, чем по калькуляции, то вы вправе в иске указать это и потребовать возместить фактические расходы, предъявив подтверждающие документы. Если дорожная организация затягивает решение вопроса в суде, вы вправе потребовать, чтобы на суммы, указанные в иске накладывали проценты, равные процентной ставке рефинансирования Центробанка. Кроме того, если вы наняли адвоката для участия вместе с вами в судебных заседаниях - требуйте возмещения и этих расходов. Удачи на дорогах!
Материал к публикации подготовил Сергей Строганов. Екатеринбург. Статьи опубликованы 23.08.01г. в Областной газете, №167 (1875)
22.01.02
Designed by Kate Tkatch & Igor Nelubin |
Web-mastering by Gerasimov Alexandr |